Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1 города-курорта Железноводск Ставропольского края.
О школе
История школы
первой половине XX в.
В конце XIX в. на Ставрополье имелось 578 учебных заведений, в 1913 г. - 816, из них 18 средних и специальных (гимназии, епархиальные, реальные училища), 3 профессиональные школы, 795 начальных училищ и церковно-приходских школ.
"Народное образование из года в год прогрессивно развивается, - указывалось в отчете губернского статистического комитета за 1898 г.,- при таком ходе дела можно надеяться, что в скором времени двери школы откроются для всех детей школьного возраста".
Грамотные по переписи 1897 г. составляли 14,3% населения губернии (для сравнения: в Ставрополе числилось 43,7% грамотных, в Пятигорске - 40,6%, среди кочевых народов - 5,4%).
В ко н це XIX - начале XX вв. более 50 тыс. детей в губернии не посещали школу (для сравнения: в 1907 г. в Кавказском учебном округе находилось 812 тыс. детей школьного возраста, из них обучались 310 тыс. чел., или 38%). На содержание одного учащегося в губернии тратилось 10 руб. 70 коп..
Н.В. Рудольф, попечитель Кавказского учебного округа: "Теперь нередко приходится наблюдать, что, вне пределов заученного наизусть, даже на отдельные поставленные вопросы с трудом получаются от детей односложные ответы...
Необходимо, не увеличивая объема преподавания предметов курса начальной школы, придать им характер развивающего начала".
Для улучшения просвещения в Ставрополе было организовано "Общество для содействия распространению народного образования".
Железноводск
В конце 1870-х годов при местной Николаевской церкви в тесной сторожке была открыта церковно-приходская школа, занятия в которой проводил регент местного церковного хора. В этой школе учились, главным образом, дети бывших солдат и казаков, переселившихся на хутор Железноводский еще в конце 18 столетия.
По инициативе начальника пятигорского округа, изобретателя российского железобетона, инженер- полковника Дмитрия Федоровича Жаринцева осенью 1883 года была открыта железноводская начальная народная школа. Она содержалась, главным образом, на деньги, вырученные от благотворительного детского праздника в пользу новой школы, устроенного в июле 1883 года в Железноводске. В июле 1884 года был открыт особый счет для железноводской школы в Пятигорском городском банке, куда поступали деньги от благотворительных вечеров.
В марте 1884 года арендатор Байков передал курорты Кавказских Минеральных Вод правительственному комиссару Щепкину. Лечебная местность стала управляться государственным чиновничьим аппаратом. В этом же году население Железноводска попросило место под постройку начального училища. Но в общественные планы вклинились интересы церкви. Началась чуть ли не десятилетняя тяжба из-за ветхой церковной сторожки, на месте которой намечали строительство училища. Его построили только в 1891 году
Тогда же железноводский сельский сход обратился в областное управление с ходатайством о выделении места под строительство особого здания для начального училища. И это в тот трудный период истории Ставрополья, когда на его огромной территории 86 процентов населения было неграмотны, в школах училось только 18 процентов детей. Еще хуже было положение с грамотностью в Терской области, куда входил Железноводск. Стали проводиться благотворительные вечера в пользу железноводской школы. Вырученные деньги поступали в казну школьного попечительства. На собранные благотворительным путем деньги к 1890году на выделенном участке был построен скромный дом, в котором, в котором было открыто сельское начальное одноклассное училище 2-го инспекторского района.
Это училище посещали дети (мальчики и девочки) местных сельчан, жителей окружающих хуторов, а также рабочих и служащих Железноводского курорта. В связи с этим Управление КМВ выдавало училищу небольшие субсидии. Заведение имело обязательного попечителя, а преподавали в нем заведующий училищем и местный священник. Детей обучали, главным образом, Закону Божьему, чтению, письму и арифметике.
К 1900 году часть помещений училищного здания заняла почта с телеграфом, а
также телефонный узел, соединяющий Железноводск с другими группами. В апреле 1907 г. железноводский сельский сход обсудил предложение инспектора народных училищ Терской области 1-го района о необходимости преобразования местного одноклассного училища в двухклассное. Требование было удовлетворено.
В 1909-1910 годы в Железноводске работало уже две школы. в центре города размещалась трехклассная школа, в которой училось 40-50 детей. За учебу платили 5 рублей в год. Занятия вела одна учительница во всех трех классах. В западной школе было два класса. Она считалась церковно-приходской. Уроки в ней вел регент церковного хора. В ней учились дети бывших казаков и солдат, переселившихся в хутор Железноводский еще в конце 18 столетия. Другая школа располагалась в помещении барачного типа на том месте, гд е ныне возвышается центральный Дом быта. В ней было 4 учителя. Она просуществовала до 1920г. и была постепенно реорганизована в семилетнюю . В дореволюционный период в ней было 5 классов Кто хотел учиться дальше, должны были ездить либо в Пятигорск, либо в Минеральные Воды.
1911 Го д
Железноводская 3-х классная школа, расположенная на группе, реорганизована в 5-летнюю с четырьмя учителями. Одно-и двухклассные сельские училища(с трех-и пятилетним курсами обучения), а также церковно-приходские школы относились к низшим учебным заведениям губернии.
Программа начальной школы ограничивалась рамками элементарного курса русского языка и математики (в одноклассных училищах) и краткими сведениями по истории, географии, естествознанию (в двухклассных училищах). Начальное обучение обязательно включало в себя элемент трудового воспитания. Практически в каждой школе имелись сады, огороды и даже пасеки, где работали учащиеся. В церковно-приходских школах главными учебными дисциплинами являлись Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык, арифметика, русский язык и чистописание.
Документ. Из правил о церковно-приходских школах. Их цель- "утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". Для этого "вменялось в обязанность епархиальному начальству располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквях училищ в виде простом и приспособленном к народному быту..."
1913 год
Из отчета земского собрания Святокрестовского уезда за 1913 г.: "Жалованье учителю одноклассного училища утверждено - 500 руб. в год , а учителю двухклассного училища - 600 руб. Кроме этого, определено 275 руб. на хозяйственные нужды: на прислугу - 120 руб., отопление - 90 руб., освещение - 25 руб., на расходы - 40 руб. (для сравнения: в 1897 г. педагог получал 234 руб. в год).
Теперь учитель не будет "назойливым" по отношению к старшине и, вообще, волости: дров, керосину, сторожа, мелу он не пойдет просить к "серым министрам", которые часто в ущерб делу отказывали в просимом". На одного учителя в губернии приходилось 45 учеников.
К началу XX в. большинство учителей губернии (73%) не имели педагогического образования. В 1902 г. для подготовки преподавателей начальных училищ была открыта учительская семинария, в 1912 г. - Учительский институт. Во главе его стояли известные педагоги Л.Я. Апостолов и В.А.Васильев. Перед войной в ряде уездов предполагалось перейти на всеобщее начальное обучение.
1920-е годы
Одной из главных проблем на Ставрополье оставалась неграмотность. По переписи 1926 г. 38,4% населения округа были неграмотными (для сравнения в 1897 г. на Северном Кавказе на тысячу жителей приходилось 150 грамотных, в 1920 г. - 281 чел., в 1926 г. - 430 чел.).
В 1926 г. было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" во главе с председателем ВЦИК М.И. Калининым. На Ставрополье активисты общества быстро включились в работу.
Годы |
Количество изб-читален в округе |
Количество пунктов по ликвидации неграмотности в округе |
1923 |
94 |
68 |
1927 |
135 |
382 |
Экономические условия первых лет нэпа, голодное бедствие резко граничили расходы на образование. В школах губернии была даже введена плата за обучение. В те годы довольно часто проводились субботники и "недели" помощи школе, добровольный сбор средст населения. К середине 20-х годов существовали следующие виды школ: начальная 4-летняя школа (первая ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа второй ступени (5-9 классы). В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы и техникума. Эта система в основном сохранилась и в последующие годы.
Ф а к т. В 1927 г. в округе значилось 378 школ первой ступени, в которых обучалось 42,3 тыс. чел., 14 школ второй ступени (4,8 тыс. учащихся) и 15 технических школ, техникумов, курсов (2,4 тыс. учащихся).
Документы. Из доклада на партсовещании по народному образованию: "Учительская масса прошла, в основном, три периода: период саботажа (эпоха военного коммунизма), второй период можно назвать периодом формального сотрудничества (первые годы нэпа), третий период характеризуется появлением молодого советского учителя..."
В начале 30-х годов социальный состав учительства края был следующим: из крестьян - 50%, трудовой интеллигенции - 29%, дворянства и чиновников - 9%, лиц духовного звания - 8%, и рабочих - 4%. Среди учительства числилось 3,8% членов партии и 4,7 % комсомольцев.
1926 год Окружной исполком признал целесообразным создание в Железноводске школы-семилетки, допустив увеличение штата учителей с содержанием их за счет бюджета Железноводского горисполкома.
Школа-семилетка разместилась в бывшем доходном доме Хлебникова на углу улиц Шоссейной и Галерейной, построенном в 1910 году. При этой школе впервые было организовано трудовое обучение столярному ремеслу для мальчиков и рукоделию для девочек. В 1926 году в школе-семилетки обучалось 275 учащихся, а в 1927 - 360.
1929 год
В Ставропольском крае начали осуществлять переход к всеобучу (всеобщее обязательное обучение). Мероприятия вводились сначала в Ставрополье, Пятигорске, Кисловодске, Минеральных Водах, Железноводске, Георгиевске и некоторых селах, а с 1930 г. всеобуч ввели повсеместно.
Осенью 1930 г. в Ставрополе открылся агропедагогический институт, переименованный (1932 г.) в педагогический институт по подготовке специалистов-преподавателей для техникумов, рабфаков, школ. "Перед организаторами института стояли колоссальные трудности, - вспоминал впоследствии профессор В.Н. Лучник. - Приходилось сразу думать и о выборе студентов, и подыскивать преподавателей, приобретать мебель, организовывать библиотеку, устраивать общежитие и столовую. В то время мы работали, имея на весь институт только два микроскопа, а по некоторым дисциплинам не более двух-трех экземпляров основного учебника". Особое внимание уделялось приему в вуз пролетарской молодежи. За первые 10 лет своей работы институт подготовил более 1,1 тыс. учителей.
1931 год
Минераловодский 3-годичный педагогический техникум выпустил первую группу специалистов.
1933 год.
Основанные в 1925году в г. Минеральные Воды курсы по подготовке учителей начальных классов для железнодорожных школ были реорганизованы в педагогический техникум, который перевели в с. Каррас.
1935 год
Железноводская 7-летняя школа преобразована в среднюю с 10-летним образованием; начальная школа преобразована в 7-летнюю.
1937 год
Ф а к т. В 1937 году На Ставрополье грамотное население составляло 98,7%, все дети обучались в неполных и средних школах. За годы второй пятилетки в крае было введено в действие 115 общественных школ на 19,5 тыс. учащихся, 41 детское дошкольное учреждение на 1,9 тыс. мест, 23 лечебных учреждения, 17 клубов и Домов культуры.
1938 год
В Железноводской городской школе состоялся первый выпуск из 18 человек. В 1950 году в Железноводске было три средних школы, две восьмилетки и три начальных школы. Школа № 1 помешалась в здании бывшей гостиницы "Островская". В 1956 году в нижней части улицы Чайковского был построен новый корпус средней школы № 2 на 440 мест. В 1962 году на улице Октябрьской построили здание средней школы № 3 на 520 учеников, а в 1970 году в западном районе Железноводска на улице Энгельса построили новое здание средней школы № 1 на 964 ученических места. Сегодня в городе Железноводске и поселках Иноземцево и Капельница работает 10 школ.
Образование и формы обучения
Формы обучения (скачать) (посмотреть)
очное
Программа развития
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС обеспечивают:
• Единство образовательного пространства Российской Федерации.
• Преемственность основных образовательных программ.
• Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
• Государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.
ФГОС и образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.
ФГОС включают в себя требования к:
• Структуре основных образовательных программ и их объему.
• Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
• Результатам освоения основных образовательных программ.
ФГОС устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.